fedeter (fedeter) wrote,
fedeter
fedeter

Categories:

Стадное мышление

Сегодня у нас немного психологии. Итак, все знают, что такое "стадный рефлекс". Ну это если мы идем, видим очередь - надо посмотреть что там? Может халяву раздают. Или толпа куда-то движется - и мы туда же, скандируя теже лозунги.

Почему это все? Ну обычно. Обычно. Большинство не ошибается. Поэтому если все мажут на хлеб масло и едят - скорее всего и вам следует мазать на хлеб масло, и есть. А, допустим, не мазать на хлеб... грязь из лужи. И есть это.

Это действительно работает. В большинстве случаев - смотри, что делают другие. Да повторяй. Поэтому оно инстинктивно в нас уже заложено. Вот это "подражание". "Стадный рефлекс".

Ясное дело, существуют исключения. И когда толпа побежит прыгать в пропость - будет очень глупо побежать вместе с ней.

Но сейчас мы не об этом. Я сейчас опишу явление немного другое. Но связанное с этим. Я назвал это "стадное мышление". Конечно, можно сказать, что "стадный рефлекс" и "стадное мышление" - одно и тоже. Может оно и так. Просто я хочу акцентировать внимание на очень специфической вещи. Потому и выдлил "стадное мышление" отдельно.

Итак, что я вообще имею ввиду? Я имею ввиду процедуру оценки чего-либо. Все что угодно на самом деле. Когда вы встречаем новый объект - мы оцениваем его. Допустим - фигня полное, ничего особенного. Или - отлично, замечательно.

И вот вопрос: как мы оцениваем его? Далее идет пример.

Допустим мы первый раз слышим о сайтах vk.com и facebook.com
Мы ничего не знаем про "соц сети", что они - заполонили мир. Первый раз сталкиваемся. Мы заходим на эту страницу этого сайта. Смотрим с таким выражением "что это за бред". И делаем вывод: это - полная фигня.

ПОЧЕМУ???

Как мы это определили? Откуда? Но ведь оно есть! И у меня тоже. У всех.
Мы заходим на этот сайт. Видим его. И оцениваем как бред.

И тем не менее. Создатель facebook - долларовый миллиардер, а его сайтом пользуются каждый день сотни миллионов человек по всему миру. И. Внимание. Мы. Мы. Вы. И ... вы оцениваете этот сайт.. не как фигня. И не как бред. А как отличный сайт. Которым вы пользуетесь.

Теперь сравните это ваше отношение к сайту:
1. Первый раз, когда вы его увидели. И подумали, что это фигня.
2. И сейчас. Когда вы испытываете к нему ... уважение.

Откуда это? Почему? Что заставляет нас так воспринимать одно и тоже. Причем мы даже не замечаем этого.

Мы видим ровно туже картинку. В первый раз мы оцениваем ее как фигню. Второй - как отличный сайт. Но ведь сайт - тот же самый. Изменилось лишь время.

Изменилось лишь время. Что изменилось за это время? За это время изменилось наше знание.

Первый раз мы посещали сайт, про который считали, что им никто не пользуется. И решили, что это фигня.
Второй раз мы посещали сайт, зная про то, что им пользуются миллионы. И оценили ровно тот же самый продукт на 5+

Почему? Все очень просто. Это я и называю "стадное мышление". Не надо тут ничего стесняться, ибо оно присуще просто всем, в том числе и мне.

Когда мы идем по улице и видим очередь - мы подходим посмотреть, что там? Но очередь не обязательно должа существовать как реальная очередь на улице. Очередь может быть виртуальна. Достаточно лишь обладать знанием, что очередь - существует.

Почему продукция Apple - хорошая? Нет, не потому что она хорошая. Если вы увидите просто продук эппл, без этикетки - вы решите, что это фигня. Но если вы будет знать, что это - Эппл - вы оцените это много выше. Хотя продукт-то тот же самый!

Что заставляет нас в первом случае оценить продукт как фигню, а во втором - тоже самое уже получает более высокую оценку?

Виртальная очередь. Виртуальная толпа.

Наш мозг на сам деле оценивает не сам предмет, который мы видим. Он использует много критериев. И один из них - принцип "стадного мышления". Мозг оценивает интерес к предмету других людей. Если мозг приходит к выводу, что другие люди оценивают предмет хорошо - т.е. существует "виртуальная толпа" - срабатывает "стадное мышление" и мы тоже оцениваем предмет хорошо.
Если мозг оценивает интерес других людей к предмету как нулевой - значит мы быстро заявляем: этот предмет - фигня!

Вот так. Когда мы оцениваем предмет. Мы ориентируемся на его оценку другими людьми. Коллективом, толпой. Т.е. все тот же стадный рефлекс. Причем. Сами мы этого не замечаем.

Это проявляется во всем. Реклама - создает нам видимость, что данным предметом интересуются другие люди. Значит он - хороший. Да и не только реклама. Этот принцип оценки работает везде.

Собственно все. Я описал. Плюсы - очевидны. В большинтве случаев действительно совершенно не являясь экспертом в вопросе - просто ориентируемся на мнение толпы, и, скорее всего, будем правы.
Минусы? Очевидны тоже. Увидев тотже facebook.com ДО того, как он стал популярным, т.е. "толпа стала считать его качественным" - вы не сможете увидеть реальную стоимость этого предмета. Т.е. ваша оценка используя "стадное мышление" будет неверна.

Tags: важное
Subscribe

  • (no subject)

    По словам президента, есть попытки "искусственно, грубо, подчас бесцеремонно сократить пространство русского языка в мире, вытеснить его на…

  • Почему белые колонисты ЮАР потерпели фиаско

    Можно конечно говорить о неправильной политике. Им надо было держать границу на замке. Не использовать дешевый труд местных. Не завозить их.…

  • По пластиковым пакетам

    Активность всяких активистов уже просто пугает если честно. Ни в коем случае нельзя запрещать пластиковые пакеты, пластиковые бутылки, пластиковые…

promo fedeter february 1, 2016 04:15 1
Buy for 10 tokens
Все наиболее важные статьи из моего блога за все время. Разбиты на тематические категории и отсортированы. Имеют вневременной характер т.е. в списке присутствуют только те записи, которые не привязаны ни к какому времени и будут актуальны и через 100 лет. А многие - и позже. Если вы каким-то…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments